Разработчики, немало воодушевлённые успехом первых трёх частей сериала на Famicom, уже на следующий год после релиза Final Fantasy III планировали выпустить не одну, а сразу две игры из основной серии Final Fantasy, а именно: Final Fantasy IV под уже завершающую свой жизненный цикл Famicom (NES) и Final Fantasy V для новой системы от Nintendo, недавно появившейся на рынке - Super Famicom (SNES).

Безусловно, вызывают интерес мотивы компании, планировавшей за один год выпустить сразу две полноценные игры для двух разных платформ. Возможно, их тяготила известность серии Dragon Quest, четвёртая часть которой анонсировалась именно на Famicom, что давало Square возможность догнать конкурирующую серию от Enix по количеству выпущенных игр и первой приступить к завоеванию новой консоли. Быть может, компанией руководили лишь корыстные побуждения, ведь появлялась возможность, не вкладывая больших усилий, получить с доверчивых фанатов серии неплохую прибыль на уже завершающей свой жизненной цикл приставке. Возможен также и такой вариант, что это был всего лишь некий рекламный ход, и никакой игры под Famicom даже не планировалось на самом деле.

По имеющейся на тот момент информации, было известно, что 8-битная Final Fantasy IV, как и предыдущая часть, должна была опираться на "систему профессий" (Job System), но с увеличенным количеством специализаций (Cook, Carpenter и т.д), а из нововведений планировалось появление магазина воздушных кораблей (его можно было лицезреть на единственном доступном скриншоте). Хотя, по заверениям переводчицы компании, Каору Мориямы (Kaoru Moriyama), появление подобного магазина в планы компании никогда не входило, да и скриншот являлся лишь "вымышленным" (компании часто на самых ранних этапах разработки проектируют "скриншоты" ещё только зарождающейся игры для внутреннего пользования) и не имел ничего общего с предполагаемой игрой, которая, по её же словам, существовала только на бумаге, и никакого реального кода для неё написано так и не было. В любом случае, по финансовым причинам (как было официально заявлено компанией) выход Final Fantasy IV для системы "Famicom" был вскоре отменён, а разрабатываемая под Super Famicom Final Fantasy V была переименована в Final Fantasy IV.

19 июля 1991 года Final Fantasy IV появилась на прилавках японских магазинов. Четвёртой части, как и её предшественнице, удалось разойтись тиражом, превышающим миллион копий. Final Fantasy IV повезло куда больше, чем последней игре серии под Famicom: она не обошлась без североамериканской версии (игра вышла на территории США под названием Final Fantasy II), а также ремейков под целый ряд стационарных и портативных игровых систем.

Именно в Final Fantasy IV впервые появился логотип, так или иначе характеризующий некую сюжетную подоплёку всей игры, что впоследствии стало отличительной чертой сериала. Автором этой идеи и её воплотителем в жизнь стал Ёситака Амано (Yoshitaka Amano).

Игра получила высокие оценки и хорошие отзывы от игровой прессы. Журнал "Nintendo Power", выпускаемый самой Nintendo с 1988 года (выходит и по сей день), в 1997 и 2005 годах поставил Final Fantasy IV на 9 и 28 места, соответственно, в выборе 100 и 200 лучших игр, когда-либо выходивших для приставок от Nintendo. Но, наверное, наиболее показательным примером любви японских геймеров к четвёртой части является тот факт, что в 2006 году, по результатам масштабного опроса "Famitsu", японские геймеры поставили Final Fantasy IV на 6-е место среди 100 лучших игр за всё время существования игровой индустрии.

Геймплей


Весьма успешную концепцию геймплейной части не стали особенно преобразовывать и в четвёртой игре сериала, да и вряд ли на данном этапе компания нуждалась в каком-то кардинальном перестроении, понимая, что вполне достаточно взять "лучшее из прошлого", снабдив всё это новой графикой, сюжетом и некоторым количеством креативных нововведений. Стоит отметить, что одному из таких новшеств удалось особенно прочно вписаться в серию, и оно использовалось в том или ином виде чуть ли не в каждой части, вышедшей после Final Fantasy IV. Речь идёт о новой боевой системе, получившей название "Active Time Battle" (ATB). Бой больше не делился на раунды-ходы (Turns), в каждый из которых любая из присутствовавших на поле боевых единиц могла произвести лишь одно действие из своего арсенала - вместо этого игрок получил возможность отдавать команды своим героям в реальном времени, в зависимости от скорости накопления специальной ATB-шкалы. В последующих играх серии, разработчики вносили в эту систему лишь косметические изменения, не затрагивающие её общей концепции.

На поле боя теперь могло находится до пяти персонажей. Все герои имели чёткую классовую принадлежность, изменить которую было нельзя ни в начале игры, ни в дальнейшем. То есть, если герой изначально умел кастовать только чёрную магию, то никаким способом из него нельзя было сделать ни белого мага, ни бойца (разве что какие-то изменения происходили с ходом сюжета). Экипировка на персонажей также вешалась только в зависимости от их классовой принадлежности. Зато, каждый из героев имел определённые атаки или действия, свойственные только ему и никому другому. В игре имелось всего четыре вида магии - Белая магия (White Magic), Чёрная магия (Black Magic), Призывная магия (Summon или Call Magic) и так называемая магия Ниндзюцу (Ninjutsu Magic). Маги же выучивали свои заклинания либо с получением определённого уровня, либо в ходе некоторых сюжетных событий.

В четвёртой части не прибавилось никаких новых средств передвижения, но зато игрок впервые получил возможность перемещаться между двумя мирами - Землёй (Earth), на которой игрок проводил большую часть игрового времени, и Луной (Moon), на которой обитала отличная от земной раса. Земля, в свою очередь, состояла из Верхнего (Upper World) и Подземного (Underground World) миров, в последнем из которых, состоящем лишь из скал и магмы, обитали гномы. При этом, для каждого из миров существовала самостоятельная карта, с отличными друг от друга ландшафтами и монстрами.

Сюжет

Сюжет, если сравнивать его с историями предыдущих частей, конечно же стал гораздо масштабней. Нельзя сказать, что он уж слишком сильно похорошел в плане качества, но вот количество диалогов, отведённых на освещение того или иного сюжетного момента, значительно возросло. Человек, игравший в Final Fantasy II, сразу заметит некоторую схожесть сюжетов обеих игр. Нет оснований утверждать, что разработчики просто перекинули сюжет второй части на четвёртую, увеличив количество диалогов на квадратный метр сюжета, но целый ряд общих черт явно нельзя назвать случайными. Это и три близких человека (естественно, один из которых - девушка), живущих в одном городе; и исчезновение одного из героев; и обязательный переход пропавшего на сторону зла; и экспансия злой империи, желающей захватить мир; и даже объединение обделённых этой империей и просто сочувствующих в сопротивление режиму, с последующим путешествием по горам и лесам в поисках заветного источника силы, способной помешать вражеским планам. А чего вы ещё ждали? Как уже было отмечено ранее, разработчики взяли самое лучшее из своих ранних наработок, а именно - сюжет, дающий игроку возможность видеть чувства и развивающиеся характеры персонажей, приправленный новой боевой системой и столь любимыми кристаллами. Поэтому, пожалуй, именно Final Fantasy IV можно считать самой первой полноценной и выверенной во всех молочах игрой сериала, ни в каком из игровых аспектов не обделяющей игрока. Отчего, по всей вероятности, она и стала любимицей тех, кому посчастливилось поиграть в неё в далёком 1991 году, в то время как нам, поколению PlayStation, остаётся лишь завидовать этим людям и порой не совсем объективно выискивать в ней недостатки...

Персонажи

Именно в Final Fantasy IV впервые появились действительно "объёмные" персонажи, каждый из которых играет отдельную роль в сюжете, в котором помимо банального спасения мира мы наконец-то смогли наблюдать целостные бэкстори и развитие характеров каждого из героев в отдельности, что, хоть и было уже реализовано в Final Fantasy II, но сопровождалось значительно меньшим количеством текста.
 

Cecil Harvey - Тёмный Рыцарь (Dark Knight), командующий воздушными войсками "Красные Крылья" (Red Wings) замка Барон (Baron). В самом начале игры, будучи несогласным с действиями руководства, приказавшего ему захватить кристалл, принадлежащий жителям деревни Мисидия (Mysidia), а также разрушить (о чём он даже не подозревал) деревню призывателей Мист (Mist), он переходит на сторону оппозиции королевству. По ходу игры, в знак извинения перед жителями Мисидии и желания наконец-то покончить с "тьмой", всё ещё присутствовавшей в нём, Сесил становится Паладином (Paladin), несколько перепрофилируя свои возможности. Но ему предстоит ещё много узнать как о событиях, творящихся в этом мире, так и о себе самом.

   

Класс персонажа - Dark Knight и Paladin. Являясь Тёмным рыцарем, Сесил обладает способностью Dark Wave, наносящей урон всем противникам, но отнимающей некоторое количество здоровья у самого Сесила. Став Паладином, Сесил получает возможность использовать некоторые спеллы Белой магии (Cure, Sight, Scan [Peep], Cura, Teleport, Esuna). Также, Сесил приобретает способность Cover, дающую возможность принимать на себя урон от атак на персонажей, имеющих низкое количество HP (данная способность иногда действует автоматически). Музыкальной темой Сесила является трек "The Red Wings".
 

Kain Highwind (Cain Highwind в японской версии) является другом детства Сесила и главой рыцарей королевства Барон. Будучи также несогласным с действиями своего руководства, он присоединяется к Сесилу на пути в деревеньку Мист, где бесследно пропадает после уничтожения города. Позже, мы становимся свидетелями его присоединения к новому командующему "Красных Крыльев" Голбезу (Golbez), хотя позже и выясняется, что Голбез контролировал сознание Каина. Дальнейшая его судьба также не столь проста.

Класс персонажа - Dragoon. Имеет способность Jump, позволяющую Каину взмывать на некоторое время в небо, с последующим приземлением на голову противника, что делает возможным нанесение врагу большего вреда и на некоторое время может обезопасить Каина от любых атак противников. Способностью использовать магию не обладает, отчего в графе MP всегда красуется цифра "0".
   

Rosa Farell является другом детства Сесила и Каина, к первому из которых испытывает романтические чувства. Роза решила последовать по пути матери, которая была Белым Магом и сражалась бок о бок со своим мужем. Но ей выпала очень не простая судьба, и перед тем, как воплотить свои мечты в реальность, ей придётся пройти совсем нелёгкий путь.

Класс персонажа - White Mage. Может использовать все спеллы Белой магии. Способность Aim (при экипированных луке и стрелах) позволяет достичь 100% точности попадания по врагам. Вторая способность Розы - Pray, позволяет без затраты магических очков кастовать на партию Cure. Музыкальная тема Розы называется "Theme of Love".
 

Rydia является молодым призывателем деревеньки Мист. После смерти своей матери от рук Сесила и Каина, а также полного разрушения её деревни, она всё же находит силы перебороть свою ненависть и присоединяется к Сесилу, чтобы помешать злым планам королевства Барон. По пути, она бесследно пропадает после нападения на корабль Левиафана. Тем не менее, Ридия ещё обязательно поможет команде в этом нелёгком путешествии.

Класс персонажа - Summoner (Caller). Единственный персонаж в партии, кто может призывать всех имеющихся в игре Саммонов (призывных монстров). Может использовать все спеллы Чёрной магии. До исчезновения, могла также использовать несколько спеллов Белой магии, которые "забыла" при повторном присоединении к Сесилу. Её музыкальная тема носит незамысловатое название "Rydia".
   

Edge Geraldine (Edward "Edge" Geraldine в японской версии) - принц королевства Эблан (Eblan), многого лишившийся за время тирании Голбеза. Присоединяется к команде в Пещере Эблан (Cave Eblan), после неудачной схватки с Rubicante в попытке найти своих родителей.

Класс персонажа - Ninja. Способность Dart (Throw) позволяет кидать оружие в оппонентов, Sneak (Steal) - красть у врагов предметы, а Ninjutsu (Ninja Magic) - атаковать противников некоторыми спеллами.
 

Edward Chris von Muir (Gilbert Chris von Muir в японской версии) является принцем королевства Damcyan и присоединяется к команде после смерти своей возлюбленной Анны (Anna). Он также исчезает после нападения Левиафана и практически обессиленным попадает в городок Троя (Troia), откуда, тем не менее, умудряется помогать команде своей игрой на арфе.

Класс персонажа - Bard. Своей способностью Sing может накладывать на противников некоторые негативные статусы (Silence, Charm и Sleep). Способность Heal позволяет использовать Potion (из инвентаря) для лечения всех союзников. Третья его способность - Hide, даёт возможность на время покинуть поля боя и не получать некоторое время повреждений, но также и не проводить никаких действий (данная способность автоматически используется при низком количестве жизней Эдварда). Музыкальная тема Эдварда - "Melody of Lute".
   

Yang Fang Leiden - лидер монахов Замка Фабул (Fabul Castle) и мастер боевых искусств. Присоединяется к команде, будучи спасённым Сесилом и Эдвардом на Горе Хобс (Mount Hobs), где он находился с целью отомстить Голбезу. Ему также предстоит спасти команду, и, возможно, даже ценой собственной жизни.

Класс персонажа - Monk. Своей способностью Kick, Янг может наносить небольшой физический урон всем противникам. Способность Power позволяет, после небольшого ожидания, проводить удар по противнику с удвоенной физической силой. Последняя способность - Grid, даёт возможность Янгу несколько повысить свою защиту от всех атак.
 

Palom и Porom - двойняшки и молодые маги деревеньки Мисидия. Палом является резким и невоспитанным мальчиком, в то время как Пором - вежливая и тактичная девочка. Даже столь молодые маги способны пожертвовать многим, ради целостности мира и собственной команды. Присоединяются к Сесилу и партии во время их пути к Горе Ордеалс (Mount Ordeals).

   

Класс Палома - Black Mage, а Пором - White Mage. Способность Палома - Bluff, позволяет увеличить магическую мощь его спеллов. Способность Пором - Cry, даёт возможность команде быстрее убежать с поля боя. Их совместная способность - Twin, позволяет близнецам атаковать противников сильными магическими спеллами (Pyro, Comet и Meteor). Их общая музыкальная тема носит название "Palom and Porom"
 

Cid Pollendina - инженер военного флота королевства Барон. Состоит в хороших отношениях с Каином, Розой и Сесилом. Много раз помогает команде своей необычной энергетикой и различными манипуляциями с воздушными кораблями. Всегда готов принести себя в жертву ради собственной команды.

Класс персонажа - Engineer. Его единственная способность - Study, действует также, как и магия Scan, позволяющая узнать характеристики и слабости врага. Музыкальная тема Сида - "Hey, Cid!".
   

Tellah (Tella в японской версии) - легендарный маг, после смерти жены пытавшийся отыскать свою единственную дочь Анну (Anna), убежавшую к возлюбленному. Позже, ему предстоит потерять и дочь, погибшую по вине Голбеза. После этого, он прикладывает все усилия для того, чтобы изучить очень мощный и забытый им спелл - Метеор (Meteor/Meteo), чтобы даже ценной собственной жизни поквитаться с ненавистным Голбезом.

Класс персонажа - Sage. Может использовать самые сильные спеллы Белой и Чёрной магий, но имеет ограничение по количеству магических очков (максимум - 90 MP).
 

FuSoYa (Fusuya в японской версии) - житель Луны, пробудившийся после долго сна и присоединившийся к партии. Раскрывает команде немало интересных подробностей о происходящем в обоих мирах, а также о прошлом Сесила.

Класс персонажа - Lunarian. Может использовать как Белую, так и Чёрную магию. При присоединении к партии, он уже может использовать все спеллы обеих магических направленностей, и только лишь невысокий показатель магических очков (не более 190 MP) не позволяет игроку использовать его самые сильные спеллы слишком часто. Обладает способностью Regen, которая постоянно восстанавливает некоторое количество жизненных очков одному из персонажей.

В игре, конечно же, присутствует и множество различных злодеев: Baigan - рыцарь королевства Барон, примкнувший к Голбезу; Dark Elf - похитивший кристалл из городка Трои; Четыре Элементальных Лорда: Лорд Ветра Barbariccia (Valvalis в оригинальной японской версии); Лорд Воды Cagnazzo (Kainazzo в оригинальной японской версии); Лорд Земли Scarmiglione (Milon в оригинальной японской версии); Лорд Огня Rubicante (Rubicant в оригинальной японской версии); Magus Sisters - подчиняющиеся Голбезу и Барбариции; Dr. Lugae - сумасшедший профессор, являющийся правой рукой Голбеза; сам Golbez - главный антагонист на протяжении всей игры, мотивы действий которого будут скрыты до самого её окончания; а также Zemus (Zeromus), проявляющий себя лишь в конце игры.

Некоторые персонажи и монстры Final Fantasy IV появлялись впоследствии и в других играх компании. Например, Cecil Harvey участвовал в таких играх, как "Final Fantasy: Crystal Chronicles" (GameCube) и "Secret of Evermore". Бард по имени Gilbert (Edward в английской версии) появился в игре "Legend of Mana". Аэон Magus Sisters, состоящий из Cindy, Mindy и Sandy, появился в International- и PAL-версиях Final Fantasy X (имена монстров Cindy, Mindy и Sandy (Dog, Mag, Rag) взяты из новеллы "Dogra Magra", написанной Кёсаку Ёмено (Kyuusaku Yomeno)). Незначительное появление сестёр произошло также в игре Final Fantasy Tactics Advance. Четыре Элементальных Лорда (Four Elemental Lords) - Barbariccia, Cagnazzo, Rubicante и Scarmiglione, появились в виде боссов в дополнительных подземельях ремейка Final Fantasy I&II: Dawn of Souls (их имена, вместе с именем другого босса Calcabrina, были взяты из "Божественной комедии" Данте, где данные монстры обитали на восьмом кругу ада). Впервые появившегося в серии босса Demon Wall позже можно было встретить в том же амплуа в Final Fantasy VII и XII. Наконец, последний босс игры, Zeromus, появился в Final Fantasy XII в качестве одного из эсперов.

Разработчики

Директор - Хиронобу Сакагути (Hironobu Sakaguchi)
Дизайнер персонажей - Ёситака Амано (Yoshitaka Amano)
Главный программист - Кен Нарита (Ken Narita)
Боевая система - Хироюки Ито (Hiroyuki Itou), Акихико Мацуи (Akihiko Matsui)
Композитор - Нобуо Уемацу (Nobuo Uematsu)

Порты и ремейки

Final Fantasy II (SNES) - так как вторая и третья части сериала так и не были выпущены в Штатах, американского любителя японских ролевых игр решили не вводить в заблуждение непонятными цифрами и переименовали Final Fantasy IV в Final Fantasy II (но во всех ремейках, вышедших в США позже, игра уже носила своё "настоящее" имя Final Fantasy IV).

Игру посчитали слишком сложной для обычного американского геймера, а потому были внесены некоторые изменения в игровой процесс. В американском релизе убрали часть способностей персонажей, у многих монстров и боссов понизили количество жизней (в некоторых случаях добавляя противникам новые слабости), а все секретные проходы в локациях окрасили в синеватый цвет. Логотип игры поменяли, содрав его дизайн с Final Fantasy Legend II, вышедшей в Штатах немногим ранее. И, конечно же, игра не смогла никуда спрятаться от цензурной политики Nintendo of America. Всякие намёки на религию, как и в первой части, исчезли (пример: Holy = White, Tower of Prayers = Tower of Wishes). Американские геймеры были также отважно ограждены от неприличного вида танцовщиц в купальниках (вдруг купальник, подвешенный на четыре квадрата, извратит чьё-нибудь понимание о женщинах?), поэтому их заменили на трико. Запрятанную разработчиками "Programmers' Room", в которой можно было найти порно-журнал (о, ужас!) конечно же вырезали, как и саму комнату. Также, не забыли подрезать некоторые сюжетные диалоги, уже якобы по причине нехватки места на картридже.

Final Fantasy IV "Easytype" (Super Famicom) - облегчённая версия Final Fantasy IV, вышедшая только в Японии. Была увеличена атакующая мощь оружий, добавлены новые аксессуары, упрощающие игровой процесс, некоторые противники и боссы лишились определённого количества жизней. Также, были убраны некоторые особо мерзкие атаки противников, а последний босс предстал перед игроками в несколько ином исполнении.

Считается, что данная версия даже легче, чем облегчённая версия Final Fantasy IV (II) для Северной Америки, хотя критики и фанаты некоторое время утверждали, что американская версия сделана именно на основе "Easytype", особенно учитывая то обстоятельство, что последняя вышла немногим раньше.

Final Fantasy IV (PlayStation) - как и в случае с первыми двумя частями сериала, ремейк четвёртой части появился на приставке от Sony. В списке изменений не было ничего особо нового - некоторое упрощение игрового процесса, улучшение графического и звукового аспектов и добавление достаточно примитивно выполненных пререндеренных заставок (FMV). Перевод игры для американской версии был сделан весьма посредственно.

В Японии игра вышла 21 марта 1997 г., а спустя ещё два года, 11 марта 1999 г., она была издана ещё раз, но уже в комплекте с ремейками пятой и шестой частей, в составе релиза "Final Fantasy Collection". В Северной Америке игра появилась 29 июня 2001 года, вместе с ремейком другой классической RPG Chrono Trigger, в составе "Final Fantasy Chronicles". В Европе, игра дебютировала лишь 17 мая 2002 года, в составе "Final Fantasy Anthology" (вместе с ремейком Final Fantasy V).


Final Fantasy IV (WonderSwan Color) - третий и последний ремейк серии Final Fantasy для этой не сильно популярной портативной платформы от Bandai, появился на прилавках японских магазинов 27 марта 2002 года.

Никаких слишком приметных кардинальных отличий в этот ремейк внесено не было - по сравнению с оригинальной версией, немного улучшилось графическое исполнение (города и подземелья были исполнены в современном 2D-стиле) и качество звука. Спрайты некоторых боссов стали выглядеть также, как это было в "Easy"-версии Final Fantasy IV. Сложность игры колебалась между оригинальной и "Easy"-версией Final Fantasy IV. Никаких изменений ни в боевую систему, ни в сюжет внесено не было. Игра даже не порадовала обладателей WSC наличием новых подземелий или противников. За пределами Японии эта версия, по понятным причинам, не вышла.



Final Fantasy IV Advance (GameBoy Advance) - игра была портирована компанией TOSE и вышла под именем Final Fantasy IV Advance. Релиз состоялся: 12 декабря 2005 года - в Северной Америке (издатель - Nintendo of America), 15 декабря 2005 года - в Японии (Square Enix) и, наконец, 2 июня 2006 года - в Европе (Nintendo of Europe).

Ещё несколько улучшилась графика и музыкальное сопровождение по сравнению с версией под WSC. Англоязычный перевод был отредактирован и приблизился к скрипту, который был в оригинальной японской версии. После победы над Giant of Babel появлялась возможность взять к себе в команду любого из персонажей, которые раньше сражались на нашей стороне (кроме Tellah'а, естественно), хотя в оригинальной версии финальное подземелье проходилось лишь Сесилом, Каином, Ридией, Розой и Эйджем. Также, появились два дополнительных подземелья: первое становилось доступным сразу после победы над Giant of Babel и находилось на горе Ordeal - в нём игроку предстояло найти множество видов хорошей брони и лучшие оружия для пяти дополнительных персонажей (Янг, Сид, Эдвард, Палом, Паром), сразившись с пятью боссами, охраняющими эти оружия (причём, в каждом бою с боссом в команде обязательно должен был находиться тот персонаж, которому принадлежит желаемое оружие); второе подземелье, находящееся в Lunar Ruins, становилось доступным лишь после полного прохождения игры - в нём игрок получал возможность пройти испытания для каждого персонажа, по завешении которого ждал бой с лунной версией одного из Саммонов, а в самом конце предстоял бой с иной формой последнего босса игры - Zeromus EG (босс из версии "Easytype"). В подземелье можно было найти множество самого лучшего обмундирования для персонажей, а также сразиться с очень сильным монстром - Brachioraidos. К слову, идея битв с лунными Аэонами и Zeromus EG явно была взята из International-версии Final Fantasy X.

Final Fantasy IV (Nintendo DS) - после успеха 3D-ремейка третьей части, вышедшего на Nintendo DS, а также в связи с двадцатилетним юбилеем серии, отмечаемым в 2007 году, компания намеревается в скором времени выпустить римейк и четвёртой части для NDS.

Ёситака Амано разработал для игры новый логотип, на котором теперь красуется не Каин, а Голбез, а разработчики обещают значительно расширить историю игры за счёт новых сюжетных роликов. Игра разрабатывается при поддержке студии "Matrix Software", ответственной за разработку ремейка Final Fantasy III для NDS, а также при участии всех ключевых персоналий, участвовавших в создании оригинальной Final Fantasy IV. Как и ремейк Final Fantasy III, игра будет полностью переделана на трёхмерном движке, и должна появиться до конца 2007-го года в составе линейки "Final Fantasy 20th Anniversary".

Музыка (списки треков)

Альбом "Final Fantasy IV: Original Sound Version", содержащий 44 трека из оригинальной игры, вышел 14 июня 1991 года (впоследствии, дважды переиздавался). Альбом "Final Fantasy IV: Celtic Moon", содержащий некоторые игровые треки в оригинальной аранжировке кельтской певицы Maire Breatnach, появился в продаже 28 октября 1991 года (также переиздавался два раза). 21 апреля 1992 года вышел альбом "Final Fantasy IV Piano Collections", в котором избранные игровые треки были исполнены на фортепьяно. Именно этот альбом положил начало уже ставшей традиционной линейке "Piano Collections", выходящей впоследствии для каждой из частей основной серии.

Некоторые треки из Final Fantasy IV исполнялись затем рок-группой Нобуо Уемацу "The Black Mages", появлялись вместе с вокальным сопровождением в альбоме "Final Fantasy: Pray", а также выходили в альбоме группы "Project Majestic Mix", занимающейся аранжировкой игровых треков. А мелодия "Theme of Love" входит в программу музыкального образования в японских школах.

взято с http://www.ffforever.info