ИСТОРИЯ FINAL FANTASY V

Пятая часть Final Fantasy, разработанная для системы Super Famicom, появилась в продаже 6 декабря 1992 года, спустя почти полтора года после выхода в Японии Final Fantasy IV. Впервые, игре из сериала удалось разойтись тиражом, превышающим 2 миллиона копий, что, безусловно, говорило о всё возрастающем интересе к серии Final Fantasy в Японии, хотя догнать по продажам своего прямого конкурента Dragon Quest ей по-прежнему не удавалось.

В 1993 году, в послании Square, опубликованном в третьем выпуске "Ogopogo Examiner" (информационные брошюры, распространявшиеся самой Square в период с 1992 по 1994 годы), компания объявила о начале работ по переводу Final Fantasy V на английский язык. Англоязычная версия должна была появиться на прилавках под именем Final Fantasy III, а задержки с началом перевода компания объясняла нехваткой персонала, большая часть которого была занята работой над следующей игрой из серии Final Fantasy. Позже, переводчик компании, Тэд Вулси (Ted Woolsey), в своём интервью (сентябрь 1994 года) заявил, что компания посчитала нецелесообразным выпуск такой сложной игры на рынок США, и что вместо этого ведутся работы над облегчённым портом, получившем предварительное имя "Final Fantasy Extreme", хотя, как заметил Тэд: "всё ещё может измениться". Его сомнения оправдались сполна, и пятой части так и не суждено было обзавестись североамериканским вариантом.

В 1997 году, студия "Top Dog Software" была нанята Square для портирования игры на персональный компьютер, но и третья попытка не увенчалась успехом. Позже, из интервью программистов студии "Top Dog" выяснилось, что основной причиной прекращения работ стало слишком слабое взаимодействие между разработчиками и Square. Проект в итоге был отменён, даже несмотря на то, что большая часть работ уже была завершена.

Таким образом, впервые поиграть в Final Fantasy V на английском языке довелось лишь в 1999 году, когда игра вышла в Северной Америке в составе коллекции "Final Fantasy Anthology". Европе пришлось ждать своего часа ещё дольше - Final Fantasy V дебютировала там лишь в 2002 году, спустя 10 лет после выхода оригинала.

В глобальном читательском голосовании японского журнала "Famitsu", в 2006 году предложившем своим читателям назвать 100 лучших игр за всё время существования игровой индустрии, Final Fantasy V заняла почётное 15-е место.

Final Fantasy V (Super Famicom)


В Final Fantasy V использовалась уже знакомая система ATB (Active Time Battle), впервые продемонстрированная в четвёртой части, с тем лишь отличием, что теперь напротив имени и количества жизней каждого персонажа появилась специальная шкала, по заполнению которой игрок мог задать любую из имеющихся команд. Final Fantasy V также вернулась к уже использовавшейся в третьей части Системе профессий (Job System) - в игре было представлено в общей сложности 22 профессии, доступ к которым открывался после путешествия к новым кристаллам. Обмундирование, магические спеллы и различные предметы всё также покупались в имеющихся в игре магазинах и находились во множестве разбросанных по городам и подземельям сундуков.

Как и в третьей части, после удачно проведённого боя персонажи получали Очки опыта (Experience Point, EXP) и Очки умений (Ability Point, ABP), хотя последние теперь тратились на повышение уровня используемой профессии, а не на её изменение. При получении максимального уровня какой-либо из профессий, персонаж "запоминал" свойственные ей способности, после чего мог поставить их в два имеющихся слота и использовать в связке с любой другой профессией. Это позволяло, к примеру, будучи Рыцарем (Knight), одновременно использовать Белую Магию или способность Украсть (Steal), в нужной мере развив профессии Белого Мага (White Mage) и Вора (Thief), соответственно. При этом, конечно же, оставалась возможность пользоваться всеми преимуществами самой профессии Рыцарь, как то высокая защита и нанесение весьма серьёзных физических повреждений врагам. Подобных вариантов для различных манипуляций с профессиями и способностями было множество, поэтому игра понравилась, в первую очередь, хардкорным игрокам, любящим долгую и осмысленную прокачку.

Впервые в игре сериала появились сильные опциональные боссы - Omega и Shinryu, которые были на порядок мощнее даже последнего босса и требовали от игрока дополнительной прокачки и определённой тактики. Поэтому, можно сказать, что именно пятая часть явила фанатам так называемых Орудий (Weapons) - наиболее сильных монстров в игре, впоследствии, в том или ином виде, появляющихся во всех играх основной серии. Именно в пятой части также впервые появились различные квесты и битвы, которые были ограничены по времени (окончание времени приводило к появлению надписи "Game Over").

Сюжет

1000 лет назад злой колдун Энуо (Enuo), в попытке уничтожить мир, создал "Пустоту", угрожающую целостности мира. Людям удалось одолеть Энуо с помощью двенадцати легендарных оружий, но уничтожить "Пустоту" так и не получилось. Тогда они воспользовались силой четырёх элементальных кристаллов, которые были расколоты надвое, благодаря чему и сам мир раскололся на две части, в пространстве между между которыми и была заперта "Пустота".

За 30 лет до начала игровых событий, в лесу Мур (Forest of Moore), находящемся во втором мире, пробудилось Злое Дерево, принявшее форму Тёмного Рыцаря по имени ExDeath (X-Death в западных версиях для PSX). Он отправился в первый мир с желанием уничтожить элементальные кристаллы, но Четыре Воина Рассвета (Four Warriors of the Dawn - Galuf Halm Baldesion, Xezat Matias Surgate, Kelger Vlondett и Dorgann Klauser) победили его и заперли в первом мире, использовав силу элементальных кристаллов. Но через 30 лет ExDeath начал возрождаться, контролируя разум некоторых людей и направляя их на уничтожение четырёх кристаллов, сдерживающих его печатью. Именно в этот момент в игру вступают главные герои игры, ставя перед собой цель во что бы то ни стало предотвратить полное пробуждение ExDeath и высвобождение зловещей "Пустоты".

Персонажи и монстры

Пятая часть не изменила уже нарождающейся традиции, явив полноценных "живых" персонажей, способных некоторую часть сюжета отобрать под свои нужды. Правда, Final Fantasy V вышла несколько более ужатой в сюжете, чем предыдущая часть, и значительная часть критики обрушилась на игру как раз за отсутствие полноценных "бэкстори" - развития характеров персонажей, равно как и за практически полное отсутствие мотивации для уничтожения мира у главного антагониста.
   

Bartz Klauser (Butz Klauser в японской версии) - юноша, путешествующий по миру вместе со своим чокобо Боко (Boco). Он является сыном одного из Четырёх Воинов Рассвета, 30 лет назад запечатавших зловещего ExDeath'а. Бартц потерял свою мать в совсем юном возрасте, поэтому забота о нём полностью легла на плечи отца. Он умер по достижении Бартцем 17-ти лет, оставив сыну наставление путешествовать по миру. Его странствие (а вместе с ним и игра) начинается в тот момент, когда он неожиданно обнаруживает упавший неподалёку метеорит. Главный герой связан с элементом "Ветер" (Wind).
   

Lenna Charlotte Tycoon (Reina Charlotte Tycoon в Anthology-версии) - молодая принцесса королевства Тайкун (Tycoon). После того, как король не вернулся из Храма Ветра, она самостоятельно отправилась туда, с желанием отыскать своего пропавшего отца, где в самом начале пути её дважды спасает от верной смерти путешественник Бартц. Ленна весьма отважная и смелая принцесса, всегда готовая рискнуть собственной жизнью ради достижения поставленной цели. Она также является одним из новых Воинов Рассвета, связанной с элементом "Вода" (Water).
   

Faris Scherwiz - капитан пиратского корабля. Впервые встречает нашу команду, когда те пытаются увести корабль прямо из-под носа пиратов, для путешествия к Храму Ветра, хотя эта попытка благополучно проваливается. Сперва, Фарис не проявляет никакого интереса к команде и бесцеремонно отправляет их в корабельную тюрьму, но после того, как она замечает, что на Ленне имеется очень знакомый амулет, отпускает команду и вместе с ними отправляется к Храму Ветра. Поначалу, Фарис скрывает свой настоящий пол, но Бартц, ворвавшийся в её комнату, вскоре разрешает этот вопрос. В начале путешествия её сопровождает дракон Syldra (Hydra в версиях для PSX), который позволяет кораблю двигаться без ветра. Позже, Фарис узнаёт, что её настоящее имя Сариса Хайвинд Тайкун (Sarisa Highwind Tycoon / Salsa Charlotte Tycoon в версиях для PSX), и она также Воин Рассвета, связанный с элементом "Огонь" (Fire).
   

Galuf Halm Baldesion - король замка Бал (Bal), находящегося в секретном подземелье второго мира, а также один из первых Воинов Рассвета, 30 лет назад запечатавших ExDeath'а силой элементальных кристаллов. Галуф прибывает вместе с метеоритом и практически полной амнезией в комплекте, которая, тем не менее, помогает команде справиться с одним противным боссом. По прибытию в первый мир, вскоре он встречает Ленну и Бартца, вспоминая своё настоящее имя. После того, как он узнаёт, что Ленна направляется в Храм Ветра, он вспоминает, что до амнезии задавался такой же целью, и решает отправиться туда вместе с ней.
   

Krile Mayer Baldesion - внучка Галуфа. Обладает способностями, дающими ей возможность общаться с муглами и драконами. И, хотя практически до самого конца игры она не является игровым персонажем, всеми силами помогает в борьбе с мировым злом. Лишь ближе к концу игры она полноценно присоединяется к команде в качестве четвёртого персонажа и последнего Воина Рассвета, получая в наследство все способности и выученные профессии от Галуфа. Её магический элемент - "Земля" (Earth).

Как всегда, не обошлось и без Сида, у которого в Final Fantasy V даже появился внук. Впервые в серии появился Gilgamesh (в качестве враждебно настроенного эксцентричного босса), который позднее использовался и в других играх сериала как в качестве NPC или босса, так и в качестве саммона.

Ремейки

Final Fantasy V (PlayStation) - как и все ранее вышедшие ремейки для игровой системы от Sony, Final Fantasy V также была портирована компанией TOSE. В Японии, игра вышла 19 марта 1998 года, после чего, в комплекте с четвёртой и шестой частями, ещё раз появилась на японских прилавках 11 марта 1999 года, уже в составе "Final Fantasy Collection". В Северной Америке (вместе с Final Fantasy VI) и Европе (вместе с Final Fantasy IV) игра вышла в составе сборника "Final Fantasy Anthology" - 30 сентября 1999 года и 17 мая 2002 года, соответственно. Это было самое первое издание Final Fantasy V для этих территорий.

Отличия у релиза были традиционными для всех портов на эту игровую систему - некоторое улучшение графического и звукового аспектов игры, а также добавление двух FMV-роликов (в начале и в конце). Скрипт для английской версии игры отличился целым рядом неточностей и откровенных ошибок.


Final Fantasy V Advance (GameBoy Advance) - на портативную систему от Nintendo, Final Fantasy V также была портирована компанией TOSE и появилась на японских прилавках 12 октября 2006 года. Позднее, игра появилась также в Северной Америке (6 ноября 2006 года) и Европе (13 апреля 2007 года).

Версия игры для GBA как всегда порадовала геймеров разнообразными приятными бонусами. Появились четыре новые профессии (Gladiator, Cannoneer, Necromancer и Oracle), новое обмундирование, дополнительное 30-этажное подземелье и местечко под названием "Cloister of the Dead", где игроку предстояло сразиться с большим количеством боссов. Помимо этого, игра обзавелась новым английским переводом (были исправлены все неточности скрипта PSX-версии), а также бестиарием и музыкальным проигрывателем (который становился доступным после первого прохождения). В виде полноценного босса в игре появился персонаж Энуо, о котором в оригинальной игре было лишь упоминание в сюжете. Стоит также отметить, что управление во время боя в GBA-версии стало куда более приятным и отзывчивым (этого, к слову, явно недоставало Final Fantasy IV, ранее появившейся на GBA).

Экранизация

Аниме "Final Fantasy: Legend of the Crystals", транслировавшееся в Японии с марта по август 1994 года, стало первой попыткой компании вывести сериал за пределы игрового мира. Нельзя сказать, что попытка оказалась провальной, но и особых лавров этому аниме, состоящему из четырёх 30-минутных серий, снискать не удалось. Даже при том, что выпуском аниме занималась весьма известная студия "Madhouse", а в режиссёрах значился не менее известный Рин Таро.

На самом деле, данный проект является скорее сиквелом к самой игре, в некотором роде продолжая события, происходящие в ней. Хотя, одновременно с этим аниме повторяет события Final Fantasy V, где новые (но очень похожие на старых) персонажи пускаются в точно такое же путешествие к уцелевшему Кристаллу Ветра, с желанием защитить его и предотвратить тем самым хаос и разрушения.

Музыка

Final Fantasy V Original Sound Version (список треков)

Саундтрек впервые появился в продаже 7 декабря 1992 года. По словам Уемацу, для игры было написано более 100 треков, но пришлось выбирать, и в конечном счёте он оставил лишь 67 композиций, которые были разделены на два диска (34 трека на первом и 33 на втором). Альбом был записан на студии Sunrise Studio и издан компанией Square Brand/NTT. Впоследствии, альбом два раза переиздавался - 26 ноября 1994 года и 1 октября 2004 года, но издателем уже выступала компания NTT Publishing.

Некоторые неиспользованные треки (например, "The Fierce Battle"), были впоследствии использованы при создании саундтрека к Final Fantasy IX. Композиция "Clash on the Big Bridge" была исполнена группой Уемацу "The Black Mages" в новой рок-аранжировке. Также, в конце 1992 года вышел мини-альбом "Final Fantasy V: 5+1", содержащий 5 треков из оригинальной игры и композицию "Matoya's Cave" из первой части Final Fantasy.

Final Fantasy V Dear Friends (список треков)

Альбом, содержащий 14 треков из оригинальной игры, исполненных в новой аранжировке Нобуо Уемацу. Помимо живых инструментов, в некоторых треках также использовался синтезатор. Вокал в композиции "My Home, Sweet Home" принадлежит финнской певице Angelit. Альбом, впервые изданный Square Brand/NTT, появился в продаже 25 марта 1993 года, и дважды переиздавался впоследствии.

Final Fantasy V Piano Collections (список треков)

Второй альбом из серии "Piano Collections". Впервые был издан 21 июня 1993 года компанией Square Brand/NTT, после чего также два раза переиздавался компанией NTT Publishing - 24 сентября 1994 года и 27 июня 2001 года. Альбом состоял из 13 композиций, аранжированных и исполненных на фортепьяно Сиро Сато (Shirou Satou).

Помимо этого, в 1993 году в Японии вышел мини-альбом "Final Fantasy V: Mambo de Chocobo", содержащий 6 треков - ремикс "Mambo de Chocobo", ещё 4 композиции, не попавших в игру, и трек "Final Fantasy Megamix", представляющий из себя микс из различных игровых тем. В США также появился диск "Music From Final Fantasy V and Final Fantasy VI Video Games" (Final Fantasy Anthology Soundtrack), который был доступен лишь в комплекте с североамериканской версией "Final Fantasy Anthology" - на нём содержалось 9 оригинальных треков из Final Fantasy V и 13 треков из Final Fantasy VI, а также FMV-ролики из обеих игр.

Разработчики

За реализацию системы ATB, как и в предыдущей части, отвечали Хироюки Ито (Hiroyuki Itо) и Акихико Мацуи (Akihiko Matsui). Музыкой занимался бессменный Нобуо Уемацу (Nobuo Uematsu). Дизайнером логотипа и персонажей остался Ёситака Амано (Yoshitaka Amano). На посту дизайнера монстров состоялось знаковое появление тогда ещё молодого и совсем никому не известного Тецуи Номуры (Tetsuya Nomura). Звуковыми эффектами, помимо Кендзи Ито (Kenji Ito) и Ёсихико Маекавы (Yoshihiko Maekawa), занимался ещё один знаковый персонаж - Ясунори Мицуда (Yasunori Mitsuda). Дизайнерами мировой карты выступили Каори Танака (Kaori Tanaka), Юкико Сасаки (Yukiko Sasaki) и Хидетоси Кезука (Hidetoshi Kezuka). Исполнительные директоры проекта - Тецуо Мизуно (Tetsuo Mizuno) и Хитоси Такемура (Hitoshi Takemura).